Пневматические гайковерты – номенклатура, характеристики, описание
Одним из наиболее распространенных видов пневматического инструмента для работы с резьбовыми соединениями являются пневматические гайковерты, различающиеся исполнением, посадочным квадратом шпинделя и моментом затяжки.
Для гайковертов марки ИП (инструмент пневматический) первые две цифры обозначают тип инструмента – 31 для прямого гайковерта и 32 для углового (например, ИП-3125 прямой, а ИП-3207 – угловой).
Ось вращения шпинделя у прямого гайковерта совпадает с осью вращения пневмодвигателя. Ударный механизм позволяет достигать больших значений момента затяжки – до 4500 Нм. Гайковерты, изготовленные вне СНГ, имеют следующие типы ударных механизмов: Rocking dog hammer, Pin clutch hammer, Two hammer и Twin hammer. Гайковерты ИП имеют отличный от импортных ударный механизм – при отсутствии нагрузки шпиндель крутится вместе с пневмодвигателем, при возникновении нагрузки происходит зацепление ударного механизма со шпинделем, что и вызывает удар, который передается на головку.
Ось шпинделя углового гайковерта перпендикулярна корпусу. В угловых гайковертах ИП также используется ударный механизм. Импортные оснащаются храповым. Ныне снятый с производства ИП-3205 обладал максимальным крутящим моментом до 1600 Нм, тогда как импортные храповые гайковерты, как правило, не создают момента затяжки более 120 Нм. Большинство современных гайковертов оснащаются реверсом и регулятором крутящего момента. Момент затяжки, естественно, также можно регулировать путем изменения давления на входе устройства.
Интересно, что при указании расхода воздуха для пневмогайковертов ИП и импортных гайковертов используется различная методика измерений. Для гайковертов ИП расход воздуха – это количество воздуха, которое при нажатом курке проходит через гайковерт за одну минуту. В документации к зарубежному пневмоинструменту фигурирует значение расхода при работе с учетом пауз. Так, для гайковертов ИП расход воздуха указывается 500-1200 л/мин, для зарубежных он равен 110-220 л/мин. В действительности мы имеем примерно равный расход воздуха в обоих случаях.
Российские гайковерты также отличаются от импортных присоединительной резьбой и посадочным размером квадрата шпинделя. У гайковертов ИП присоединительная резьба метрическая (кроме ИП-3128 и ИП-3115), у импортных - дюймовая. Из-за различных размеров посадочного квадрата шпинделя у владельцев российских пневматических гайковертов возникают проблемы обеспечения сменными головками. У тех, кто обладает зарубежными гайковертами, такие проблемы отсутствуют – посадочные квадраты для них равны 31/2, 21/2, 11/2, 1, ¾, ½, 3/8 и ¼ дюйма.
Ударные головки бывают как удлиненными, так и стандартной длины. Ударные головки отличаются от обычных толщиной стенок и формой. Для более равномерного распределения усилия при больших моментах затяжки у ударных головках на внутренних гранях расположена выемка. Головки производят из хромомолибденовых или хромованадиевых сплавов. Хромомолибденовые головки значительно прочнее, чем головки из хромованадия. Ударные головки бывают четырех-, шести- и двенадцатигранного исполнения.
Некоторые производители выпускают специальные головки, которые могут быть предназначены для выполнения какой-нибудь одной сложной операции. Достаточно распространенными становятся головки, которые позволяют закручивать гайки с определенным моментом затяжки, что делает невозможным срыв резьбы.
Шпиндель гайковерта бывает обычным и удлиненным до 150 мм. Помимо головок, гайковерты комплектуются удлинителем и карданом для труднодоступных мест. Достаточно распространенными сейчас являются гайковерты из композитных материалов. Они отличаются меньшим весом и большим крутящим моментом.
Наибольшее распространение пневматические гайковерты получили в машиностроении, автопроме, строительстве.